История грузоперевозок стара как мир, однако техническое содержание этого процесса с древнейших времен прошло несколько уровней развития, которые мы и постараемся выделить и описать в этой статье.
1. Хватай больше, тащи дальше
Да, уже в первобытное время у прямоходящих человеков нередко возникала необходимость перемещения различных грузов из одной точки пространства в другую. Ну там мамонта переместить из ловчей ямы поближе к жилой пещере – задача сложная даже для наших современников, вооруженных планшетами и смартфонами. Что делал в таких случаях волосатый пещерный предок? Как нам представляется, вариант всего один: если нельзя разделать мамонта на кусочки прямо на месте поимки – то хватать его за хобот и тащить волоком. Способ простой, но успех достижим только при активной помощи соплеменников.
2. Лошадиная сила
Однако соплеменников, могущих принять участие в транспортировке полезного груза, может оказаться меньше, чем хотелось бы, или же они могут хотеть чего-то другого в отношении вашего груза, и, в конце концов, с ними наверняка придется делиться.
Возможно, именно поэтому, человек разумный постепенно нашел себе других помощников. Мускульная сила домашних животных помогла перейти на второй уровень развития грузоперевозок – и лошади, волы, слоны, верблюды, собаки и прочие ослы существенно оптимизировали процесс транспортировки тяжестей с одного места на другое.
Тут же необходимо отметить и возникновение различного рода инженерных приспособлений, облегчающих этот труд. Для собак и оленей были придуманы нарты, для лошадей и волов – телеги, колесницы, арбы и прочее. Изобретение колеса недаром признается одним из величайших открытий человечества, открывшим дорогу техническому прогрессу.
3. На земле, в небесах и на море
Пытливому и неутомимому человеческому уму всегда трудно останавливаться на достигнутом. Это здорово, это наше счастье (когда служит благим целям). Так и здесь – подчинив бессловесных помощников, человек принялся овладевать силами природы, всё глубже проникая в её тайны.
Довольно удобным средством транспортировки грузов оказалась водная стихия, и разнообразные плоты, лодчонки и каноэ с тех пор бороздят просторы рек, озёр, морей и, не побоимся этого слова, океанов.
Следующего прорыва в области грузоперевозок пришлось ждать довольно долго, до очередной промышленной революции. Эпоха парового двигателя не только потребовала значительно увеличить объем перевозимых грузов, но и принесла новые решения поставленных задач. На авансцену вышел паровоз, открывший железнодорожные перевозки, и, чуть позже, его величество автомобиль, коренным образом изменивший мир транспорта.
Новые типы двигателей, в том числе электромоторы и двигатели внутреннего сгорания, радикально изменили морские грузоперевозки. Человек также прорвался в «пятый океан», построив самолеты, вертолеты и дирижабли. Весь бурный двадцатый век человечество активно перемещало свои грузы по всем возможным направлениям, принципиально не меняя средства доставки, и, казалось, что-то новое в этой сфере придумать невозможно. Однако …
4. Мы наш, мы новый мир построим
Как считают различные ученые умы, Третья Промышленная Революция в очередной раз перевернет мир с ног на голову. С точки зрения транспорта в целом и грузоперевозок в частности, нас интересует следующие тенденции.
Прежде всего – это «зеленая энергетика». Это значит всё меньше традиционных двигателей внутреннего сгорания, всё больше солнечных батарей, электродвигателей, «чистого» водородного или биотоплива. Альтернативные источники энергии спровоцируют уменьшение использования минерального топлива для двигателей и электростанций, изобретение новых материалов и переработка отходов уменьшит потребность в новом сырье для промышленных предприятий – а это повлечет за собой уменьшение грузопотоков.
Далее, нас ждут коренные изменения в управлении транспортом – всё больше средств доставки приобретут приставку «беспилотное устройство». Автономные «умные» транспортные средства постепенно освоятся на дорогах, в воздухе и в водной среде.
Роботизация средств доставки и радикальные изменения среды обитания людей также спровоцируют уменьшение и персонализацию транспортных потоков. Хотите пример из области футурологии? Пожалуйста!
Сейчас, если вы хотите выпить стакан молока, то нужно заглянуть в холодильник. Допустим, молока там нет (ибо, если оно там есть, то наш мысленный эксперимент теряет смысл). При отсутствии искомого в холодильнике, вам, скорее всего, нужно пойти в магазин рядом с домом и купить там готовую упаковку этого полезного продукта.
Но прежде это молоко проделало довольно большой путь. Сначала оно было надоено у коровы на животноводческой ферме. Потом – перевезено на молокозавод, где было переработано и расфасовано. Потом – продано крупной оптовой фирме (и переехало со склада на склад), потом перевезено на склад мелкой логистической компании, которая и доставила товар в ваш магазин шаговой доступности. И это всё путешествие только вашего пакета с молоком, опуская все прочие детали логистического существования массы производственных и торговых компаний, которым постоянно нужно сырье, тара, оборудование, офисные принадлежности и печеньки для сотрудников.
В недалеком будущем цепочка может выглядеть совсем по другому. Начнем с того, что ваш холодильник САМ определит уменьшение количества молока на своей полке. Далее умная система САМА закажет его на некоем «комбинате питания», и беспилотный робот-курьер доставит его через определенный срок. Всё. Теперь молоко в холодильнике есть, и, более того, никогда там не кончается. Это будущее, детка.
Конечно, бытовые условия и пищевые предпочтения у разных категорий людей будущего могут выглядеть совершенно по разному. К сожалению, человечество скорее высадится на Марс, чем преодолеет свои гигантские социальные проблемы. Экономика в целом и грузоперевозки в частности меняются по своим законам, независимо от желаний отдельных человеческих субъектов.
Будет ли сфера грузоперевозок существовать в ещё более отдаленном будущем? Несомненно, будет, по крайней мере до тех пор, пока телепортация предметов не примет массовый характер. Не верите в телепортацию? Помилуйте, каких-то 150 лет назад бедные британские ученые всерьез считали, что улицы больших городов будут завалены навозом до уровня третьего этажа, ибо гужевому транспорту нет никакой реальной альтернативы…
Счастливого вам будущего, дорогой читатель!